Международная конференция
«ИСЛАМСКАЯ УГРОЗА или УГРОЗА ИСЛАМУ?»



ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ Шейх-уль-ислама Талгата Таджуддина, Верховного Муфтия, Председателя ЦДУМ России

Во имя Всевышнего Творца, Всемилостивого и Милосердного.

1. Экстремистские ересив истории ислама.

Исламская традиция имеет многовековую историю. Эта история имела разные этапы. Мир ислама многообразен и развивался динамично. Иногда не без противоречий.

Мы знаем, что с самого начала были противостояния между шиитами и хариджитами. Много было богословских споров. Разделились и сами шииты. Как это исторически происходило среди последователей других конфессий.

Постепенно в исламской традиции установилось 4 мазхаба, богословских школ. Они то и представляют собой традиционный ислам.

Исторически традиционный ислам был открыт культурным и духовным обычаям. Почитал авраамические - иудаизм и христианство. Воспринимал традиции других народов, облагораживая их верой в Единого Творца.

Каноническим выражением ислама стали такие суфийские тарикаты, братства, мистические ордена.

Но иногда на периферии мира возникали еретические движения, секты. Они находились за пределами традиционных мазхабов, выдвигали религиозные и политические тезисы, уводящие от традиционного ислама на недопустимое критическое расстояние.

Таковы были фатимидский халифат, махдитские восстания и другие явления. Ересь в исламском мире иногда возникала, и как правило это ересь приобретала формы насильственной, террористической практики. Налицо был отказ от традиционных мазхабов, выход за грань ортодоксального ислама. Это было новаторство, проявление гордыни, которая толкала вождей фанатиков отрицать исламские нормы, прикрываясь верностью изначальному исламу, на самом деле введение новшеств в истинную религию.

На практике это сопровождалось фанатизмом, религиозной нетерпимостью, принуждением, жестокостью. Фанатизм, нетерпимость и принуждение в вере - это уже сами по себе отличительные признаки разрыва с исламом, с нашей традицией Пророка Мухаммада (а.с.с), ведь Священный Коран настаивает «Нет принуждения в вере», и это сподвижникам Пророка, о их взрослых детях, принявших христианство прежде того как их родители приняли Ислам, он призывает людей опираться не на невежество и фанатизм, но на взвешенное и разумное осмысление мира, созданного Всевышним Творцом и исполненного Его знамений. «Разве будут равны те, кто знает и те, которые не знают?» «Может вы уразумеете!» (Коран)

Эти исторические ереси, прибегавшие к экстремизму и насилию, неверно отождествлять с исламом, как неверно отождествлять изуверские секты, хлыстов, скопцов или «Белого Братства» с гуманной и чистой Верой, которую проповедовал Гийса, Алехис-Салям, Иисус Христос.

В исламе, правда, религия более тесна, связана с политикой, чем в христианстве. Но эта связь основана на необходимости соблюдать для мусульман общеобязательная нормы морали. Это связь нравственная и моральная. Ведь само слово «ислам» означает покорность воле Всевышнего, то, что православные называют «благочестием».

Когда происходит попытка искажения ислама, когда в него проникает ересь, это, увы, сказывается и в политике. Если на месте морали и благочестия, гуманности и созидания становятся еретические идеи фанатизма, насилия и утверждения своей версии толкования веры любой ценой, это порождает политические движения террористического, человеконенавистного толка. Некоторые исследователи называют это «исламизмом» в отличие от ислама. Ислам - это божественное продолжение веры от Адама и Евы, основанный на Коране и Сунне Пророка Мухаммада (а.с.с.), ортодоксия, и в религиозном, и в политическом смысле. «Исламизм» это искусственное понятие, означающее лишь внешнее использование исламских лозунгов для прикрытия еретических, сектантских целей. «Исламизм» - это не только не ислам, это отрицание ислама, отрицание его духовной, традиционной сущности. В каком-то смысле это новаторство еще более беспочвенное и опасное, нежели т. н. «исламский модернизм» или «исламский социализм». Лишь только на первый взгляд кажется, «исламизм» является «фундаментализмом» и противостоит «нововведениям», «модернизации» ислама. На самом деле, это две стороны одного и того же процесса, который сводится к попыткам разрушения истинного традиционного ислама изнутри, который был изначально и существует сейчас, объединяя всех мусульман на основе Корана и Сунны, следующих общепринятым мазхабам. Это и попытки противопоставления мусульман России другим традиционным конфессиям, и привнесение раскола и брожения в их среду.



2. Современный экстремизмлод исламской личиной.

В современном мире также есть такие привнесения ереси в ислам, которые противоречат нашей вере и по букве и по духу, и в теории и на практике.

Для внешнего взгляда эта подделка под ислам трудно различима. Она сатанински рядится в тогу ислама, использует его символы. Но по духу не имеет ничего общего с истинным божественным исламом.

Такими радикальными учениями на практике является доктрина «братьев-мусульман» Хасана аль-Банны, ваххабизм, салафизм, пакистанская секта Таблиг, давшая начало движению талибан, другие аналогичные явления.

Эти явления являются богословской ересью, они вносят в традиционный ислам нововведения не меньшие, чем т.н. «исламские модернисты». Они утверждают, что все существующие формы ислама ложные, и только их учение, настаивающее на буквальном исполнении предписаний их вождей является истинной в последней инстанции.

Дух разумного выбора, личного достоинства человека, непринуждение к вере, уважение к людям «Писания» и всем остальным - начисто отсутствует в этих движениях, которые можно назвать тоталитарными сектами псевдоисламского образца.

Меняется у них и социальное значение исламского мировоззрения. Это не просто «политизированный ислам», считать так - ошибочно, это «политизированная ересь». Ислам не настаивает на том, чтобы все мусульмане в общеобязательном порядке придерживались определенных правил морали, этики, поведения, руководствовались в своей личной и общественной жизни религиозными установлениями традиционного ислама. Экстремистские фанатики меняют эту вполне традиционную установку на обязательность благочестия, на совершенно иную модель: они требуют буквального соблюдения своих собственных, выдуманных ими правил и призывают подвергать всех, кто им не подчиняется, насилию.

Каждый исламский термин подвергается в их случаен извращению.

В исламе есть понятие «джихада», «священной войны». В первую очередь под этим понимают «аль-джихад-уль-кабир», Великую Войну, которую каждый верующий мусульманин должен вести внутри самого себя против своих пороков, невежества и зла. «Малая священная война» («аль-джихад-уль-сагир») ведется против тех, кто несет в мир насилие и зло, кто отрицает веру и истину, насаждает ложь, жестокость и нетерпимость, кто стремится противопоставить народы, лишить их свободы. Примером настоящего джихада была для мусульман Великая Отечественная война, война против нацистский оккупантов. И первым знамя «Победы» над рейхстагом водрузил мусульманин-россиянин из Башкортостана, и это несмотря на 14,5 тысяч разрушенных в годы личности Сталина мечетей. Ибо в продолжении веков правоверные мусульмане делили радости и невзгоды Отчизны - Великой России со своими православными братьями-соотечественниками.

Джихад - это всегда война против зла, насилия.

Сектанты-фанатики полностью переворачивают это понятие, объявляя т.н. «джихад» против всех, кто с ними не согласен, а значит против всего мира. Это уже не имеет к исламу вообще никого отношения. Насилие в исламе позволено применять только в крайнем случае и только против тех, кто наглядно доказал свои злые намерения, кто является агрессором, насильником, убийцей. Во всех остальных случаях, шариат призывает к терпимости и увещеванию.

В случае экстремистов - это совершенно не так. Насилие здесь становится основным законом, насилием против своих, против чужих, против вообще всех.

Сами того не замечая, т.н. «исламисты» призывают на свою собственную голову истинный джихад. Бросая вызов всем народам Земли, и в первую очередь, традиционному исламу, который исповедует подавляющее большинство исламского мира, эти силы противопоставляют себя исламу. И противодействие им является религиозным, моральным и социально-политическим долгом каждого мусульманина.

Увы, в некоторых исламских странах - в частности, в Саудовской Аравии, к представителям этого течения относятся терпимо, если не сказать больше. Тем самым, создается прецедент терпимости, а то и потворства этим настроениям, которые в нестабильных, кризисных регионах исламского мира приводят к преступным последствиям - к вспышкам терроризма, насилия, а той к полномасштабной войне и даже к геноциду. Отклонение от традиций истинного ислама в теоретических вопросах обязательно приводит к таким разрушительным последствиям.

Следует однозначно сказать: отход от традиционного ислама, от основ нашей веры, стремление по-своему перетолковать положения Корана и Сунны, исказить смысл законов шариата в угоду агрессивному экстремистскому меньшинству еще более опасно, нежели процессы модернизации ислама. Стремясь защитить ислам от проникновения неисламских факторов, исламисты сами уходят от ислама, порывают с традицией, следуют за палящей гордыней, которая всегда была главным инструментом Иблиса-дьявола.

Талибы взорвали древние статуи Будд. Тем самым они не только осквернили святыни многих народов мира, исповедующих буддизм, не только лишили человечество уникальных памятников древней культуры, они еще поставили себя превыше своих предков и миллионов мусульман, которые жили на территории Афганистана веками и чьи духовные подвиги и достижения ни в какое сравнение не идут с агрессивным полуграмотным маниакально самолюбивым сбродом, составляющим ядро талибов. Но и нарушили запрет Аллаха, ибо поклоняющиеся им будут оскорблять Всевышнего Аллаха, а грех этого возложится на тех, кто на священных землях, где ступала пядь посланника Аллаха и его сподвижников, стал причиной этого богохульства. И не они ли под лозунгом «защиты» ислама направляют тонны и тонны наркотиков в Россию, СНГ, и далее, ухмыляясь при этом, что этим растлевают врага. Но ведь по исламу все люди с начала ниспослания Корана являются «Умматут-да'ва» - общиной призыва, даже не уверовавшие.

Поэтому-то экстремистские фанатики-салафиты и ваххабиты взрывают могилы исламских святых, мазары - и в Афганистане, и в Дагестане, и в Чечне, и в Таджикистане. Святость предков для них ничто, это живой укор. Агрессивному разрушению подвергают фанатики не только религиозные атрибуты других конфессий, но и сами исламские святыни. И как можно говорить об исламской угрозе? Ведь весь мир наполняют героином не только из Афганистана, но из Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Так кто же режиссер?

Угроза действительно есть, но она не исходит не из ислама, а из совершенно иных источников, и угроза эта страшна именно для самих мусульман, ибо представляется всему миру под именем ислама.

Объясню почему:

- Фанатики-экстремисты ваххабитского толка привлекают своей харизмой молодые неокрепшие души, стремящиеся к подвигу и горячей вере, их соблазняет жаркая пропаганда, упрощенные примитивные концепции, материальные субсидии проповедников и т.н. центров. Так мы, мусульмане, теряем своих лучших людей, молодежь, которая гибнет в тенетах Иблиса;

- Эти силы, выступая якобы под нашими лозунгами и знаменами, на самом деле, дискредитируют ислам как таковой, заставляют немусульман относиться к мусульманам с недоверием и опаской, бросают тень на всех мусульман, препятствуют активному сотрудничеству с другими народами;

- Они извращают суть нашей веры, подменяют чистую традицию, высокое богословие, духовные ритуалы - наскоро слепленными суррогатами, примитивными предписаниями, слепым следование за главарями.

Другим конфессиям проще, они видят эту угрозу извне. Такую угрозу можно изолировать, отгородиться, подавить, в конце концов, силовыми методами. К нам, мусульманам, эта страшная болезнь попадает и вовнутрь. Поэтому именно мы должны быть в авангарде борьбы с экстремистскими псевдо-исламскими течениями и стать преградой человеконенавистническим планам международного наркобизнеса и других благожелательных спонсоров «священной войны». Пересекая заразу в корне, не дожидаясь пока ваххабиты объявят ту или иную зону - подконтрольной только им территорией, развяжут в полной мере террор, насилие, пустят кровь.

Этим тенденциям необходимо противодействовать и на теоретическом уровне, в зародыше, не допуская в наши мечети и на наши книжные полки экстремистской пропаганды - не только откровенной, но и завуалированной.

Даже в самой идее т.н. «чистого ислама», «салафизме», в самой идее ваххабизма и других аналогичных течений уже скрыта попытка глубокой порчи ислама. Отрицая традиционный ислам, призывая его к радикальному реформированию, салафиты и ваххабиты нарушают тонкий баланс исламской традиции между духовным и светским, формальным и внутренним. А террористическая деятельность - это только прямое следствие.

Если мы хотим справится с этой угрозой, то мы должны противостоять ей в зародыше.



3. Роль традиционного ислама _в урегулировании кавказского кризиса.

Ситуация в Чечне является результатом многих факторов. Здесь и социальные, и исторические, и национальные, и культурные, и психологические. Конфликт имеет долгую историю и на разных этапах формулировался по-разному. Следует заметить, что собственно исламский элемент вышел на первый план в Чечне довольно поздно, когда конфликт был в полном разгаре.

Тем не менее, именно вмешательство воинствующего еретического исламизма, активизация псевдоисламских экстремистских сект ваххабитского толка, придала всей ситуации столь драматический, кровавый характер, создало ситуацию фактически гражданской войны на Кавказе.

Ваххабиты и салафиты привнесли в сложную чеченскую ситуацию фактор фанатизма и экстремизма, образовали самостоятельный полюс, который с определенного момента времени стал самостоятельным и неугасимым источником кровавого военного конфликта.

Именно за счет ваххабитского влияния, Чечня стала центром притяжения для самых фанатичных и еретических псевдоисламских группировок. И когда ситуация стала более или менее стабилизироваться, именно этот ваххабитский полюс был ответственен за новый всплеск эскалации насилия, за агрессию против Дагестана.

Ваххабизм и салафизм совершенно чужды традиционному чеченскому исламу, который, напротив, отличается верностью традициям предков, культом вирдов, повсеместным распространением суфийских братств, тейповой организацией общества. Все это несовместимо с ваххабизмом, и именно против этого традиционного чеченского ислама была направлена агрессия тех, кто встал во главе вооруженного сопротивления. В данном случае экстремисты сделали правильный (для себя) вывод: без уничтожения традиционного ислама в Чечне, подчинить этот народ своей воле, сделать его пешкой в сложной геополитической игре будет невозможно.

Мы видим символический факт: главой равнинной Чечни стал представитель мусульманского духовенства, муфтий Ахмад Кадыров, осознавший, что от этого ваххабитского экстремизма исходит угроза самому исламу в Чечне и что Россия выступает в данном случае не противником ислама, а его союзником. И Россия подтвердила это на практике, сделав Главу чеченских мусульман первым лицом в Чеченской Республике.

Но и Горная Чечня, сегодня продолжающая военные действия против федеральных сил, тоже лишь поверхностно захвачена ваххабизмом. Большинство населения, и даже вооруженных отрядов, принадлежат к традиционному исламу. Теперь их очередь осознать угрозу, которую несет в себе политизированная ересь, эта тоталитарная секта - со своими многонациональными наемниками и международными террористическими группировками - народу Чечни. Все больше мусульман осознают, в какую ловушку они попались.

Наша задача, всех российских мусульман, как ЦДУМ, так и Координационного центра ДУМ Северного Кавказа, и шире, всех мусульман СНГ и зарубежных исламских стран, где большинство исповедует традиционный ислам, помочь в урегулировании этого кровоточащего конфликта, в установлении мира и согласия. Наш братский мусульманский чеченский народ, традиционно исповедующий нашу Веру, стал жертвой тоталитарной секты, его кровь продолжает литься.

Как тут можно говорить об угрозе ислама, когда жертвами экстремистов под исламскими знаменами становятся преимущественно сами мусульмане, в данном случае чеченцы!? Интернациональные наемники повоюют и уедут восвояси, а что делать людям, которые веками живут на чеченской земле и хотят жить на ней еще века и века?

Мы, мусульмане, не можем оставаться равнодушными в этом вопросе. Вера наша - ислам требует, чтобы мы активно приняли участие в урегулировании конфликта, тем более есть уже очень правильное, на мой взгляд, решение этого конфликта - евразийское решение. Смысл его в том, чтобы предоставить чеченскому народу большую степень культурной, этнической, духовной и даже правовой автономии в составе единого Евразийского Государства -Россия. Каждая сторона достигнет своей цели, но больше всего выиграет от этого исламский мир, умма, в котором Россия покажет всему миру истинное, светлое и гуманное лицо ислама - покорность Всевышнему Создателю, полного любви к Богу и Его созданиям; ислама глубокого и изначального, приходящего на помощь тогда, когда искажают его смысл, извращают традицию, превращают религию в ересь, и подменяют истинное содержание ложным здесь, в России, на земле нашей Отчизны, житнице нашего вечного бытия. «Государство в неоплатном долгу пред вами», - заявил Президент В.В.Путин совсем недавно во время встречи с Президиумом ЦДУМ России в Уфимской Соборной мечети «Ляля-Тюльпан». Но мы, мусульмане России не из Африки, здесь наша Родина. Мира и согласия на ее святой земле и процветания желаем и молим об этом Всевышнего Аллаха, В остальном инша Аллах сочтемся - мы свои.

Угроза псевдоислама или «исламизма» - это угроза в первую очередь самому исламу, и наш долг мужественно, как и подобает истинным мусульманам, ответить на эту угрозу.

Вместе с Россией, вместе с Евразией, вместе со всеми людьми доброй воли ислам не угроза, а предложение выбора исины.

Самое действенное средство против ложного ислама - ислам истинный.

Аллаху акбар! Слава Всевышнему Аллаху Создателю миров и нет вражды, кроме как к тем, кто преступает черту дозволенного и сеет ненависть, злобу и насилие.

Ещё ссылки на партнёров и друзей